В фундаментальном смысле мы – это наши воспоминания. Самые глубокие аспекты нашего понимания о себе — наша идентичность, автобиография, эмоциональная архитектура и социальные связи — зависят от памяти.
Забывание и запоминание функционируют как части одной системы.
Если вы не можете вспомнить первое произнесенное вами слово к тому времени, когда произносите второе, как вы создаете и передаете смысл? Если то, что вы видели секунду назад, забывается к тому времени, когда вы переводите взгляд, чтобы просмотреть изображение, как вы приобретаете и оцениваете знания?
Наша жизнь возникает в результате взаимодействия между опытом и памятью о нем. Образно говоря, опыт – это наша работа, но память – это наша основа. Мы пребываем в нашем помнящем “я”. Чудесное воспоминание о чем-то, чего на самом деле никогда не было, сделает нас счастливее, чем чудесное, но полностью забытое реальное событие.
Наших нынешних знаний о мозге недостаточно, чтобы дать стопроцентное представление о том, как работает память. Таким образом, мы не можем диагностировать, восстанавливать или заменять память так, как мы можем это сделать с нашим коленным суставом или сердцем.
Тем не менее, мы знаем несколько важных вещей о памяти.
Как работает память на самом деле.
1) наши воспоминания хранятся в мозге в виде рассеянных ассоциативных нейронных сетей. Когда люди говорят “у нее хорошая память”, на самом деле они имеют в виду “она хорошо запоминает”, что представляет собой процесс доступа к сохраненным сетям и их активации. Эти функции могут быть совершенно независимыми, точно так же, как тип автомобиля, которым вы управляете, не зависит от того, каким водителем вы являетесь.
2) память – это не видеокамера, которая снимает события нашей жизни и сохраняет фильмы в фильмотеке для последующего просмотра. Скорее, воспоминание – это активный процесс реконструкции. Как таковой, он податлив, подвержен искажениям и чувствителен к внешним воздействиям как при кодировании событий, так и позже, при извлечении.
То, что мы помним, будет зависеть от таких факторов, как наше настроение, уровень возбуждения, наши ожидания и предыдущий опыт, а также от того, как вызываются наши воспоминания. Сам акт извлечения может изменить извлеченную память. Когда мы вспоминаем, наш мозг меняется, то есть меняемся и мы сами.
Поскольку они сортируют, корректируют и перестраивают материалы нашего опыта в связные и значимые описания, воспоминания, по сути, являются вымышленными повествованиями. Поскольку это повествования, они всегда придерживаются определенной точки зрения. В человеческой памяти оригинальный текст всегда теряется. Остаются только интерпретации.
Забывание часто рассматривается как сбой в работе памяти. Но это не всегда так. Забывание и запоминание функционируют в определенной степени как части одной интегрированной адаптивной системы, подобно бодрствованию и сну. Забывание действительно может помочь памяти. Способность забывать несущественные детали события помогает нам запомнить важные детали. Забвение также может выполнять полезную социальную функцию. Если я сохраню воспоминание о том, как ты причинил мне боль во всей ее интенсивности и травматичности, я, возможно, не смогу простить тебя и двигаться дальше.
Существуют четыре основных типа забывания.
1. Это сбой хранилища данных. Это происходит, когда мы не можем осмысленно связать новую информацию с нашими существующими знаниями и опытом. Это как если вы купили новую машину, приехали к дому, но не потратили время на то, чтобы загнать машину в гараж или поставить на сигнализацию и утром не обнаружили ее на месте.
2. Это вмешательство, например, когда на вечеринке я узнаю имя Эвелина, что мешает мне вспомнить имя Элина, когда мы встретимся через несколько минут, или наоборот.
3. Сбой при поиске, когда мы по неизвестной причине не можем получить доступ к определенной информации, даже если знаем, что она там есть: деньги в сейфе, но мы потеряли ключ.
4. Психологически мотивированное забывание, защитный механизм, работающий, чтобы оградить нас от дискомфорта — например, когда вы «случайно» забываете о визите к стоматологу. Такая же «милая случайность» помогает нам сохранить целостность нашей самооценки. Мы забываем неподходящую информацию. Мы храним в памяти и соответственно вспоминаем для повествования самые хорошие моменты нашей жизни, а не мелкие ссоры, раздражающие длинные очереди в аэропорту и т.д.
Вывод:
Как запоминание, так и забывание обладают неуправляемым качеством. Мы часто забываем то, что хотели бы запомнить, и помним то, что хотели бы забыть. Наши воспоминания принадлежат нам. Мы формируем их и направляем. Мы можем извлекать из них пользу. Мы можем им радоваться, можем и огорчаться. Но процесс их появления в таком виде и содержание сбивают с толку. Мы не знаем понимаем как они формируются в полной мере и не можем их полностью контролировать.
В связи с этим возникает вопрос, одновременно острый и неподвластный времени: если мы не являемся хозяевами своего собственного запоминания и забывания, то кто же тогда?